Карты «Висконти – Сфорца»
Андрей Костенко
Написано специально для журнала «Хроники Таро»
В
последнее время в Интернете и даже в печатной литературе часто можно встретить
упоминание о «древнейшей колоде Таро», которая называется «Висконти — Сфорца».
Мне хотелось бы помочь начинающим тарологам разобраться с этим понятием и
отделить, как говорится, мух от котлет.
Почему «Висконти — Сфорца»?
Эти
два слова — фамилии итальянских аристократических семей, для членов которых
изготавливались по разным поводам колоды карт, как сейчас принято говорить, «в
эксклюзивном исполнении».
Висконти были герцогами
Милана с конца XIV столетия.
Третий и последний представитель этой династии, Филиппо Мария Висконти, правил
с 1412 по 1447 годы.
Сфорца («Сила») — это
прозвище, данное в 1387 году кондотьеру (наемному воину) Музио Аттендоло,
который сражался на стороне Висконти в одной из междоусобных войн. Музио Сфорца
был настоящим «солдатом удачи»: он храбро служил тому феодалу, к которому
нанимался на службу, но если его что-нибудь не устраивало, он мог и перейти на
сторону врага. Так, однажды он переметнулся от папы Иоанна XXIII (позже, что показательно, признанного антипапой,
то есть папой-самозванцем) к королю Неаполя. Понтифик заказал художнику
карикатуру, на которой изменник Сфорца был изображен повешенным за одну ногу —
так в Италии поступали с предателями с незапамятных времен (в ХХ веке такая
участь постигла Муссолини и его приспешников). Сходство сюжета этой
карикатуры с картой Повешенный несомненно. Кстати, в ранних списках карт
Таро эта карта именовалась именно Предателем.
После
смерти Музио Аттендоло в 1424 году его прозвище (Сфорца) по указу королевы
Иоанны II Неаполитанской получило статус наследуемой фамилии. Сын знаменитого
солдата удачи, Франческо Сфорца, тоже стал кондотьером. В 1432 году он был
помолвлен с Бьянкой Марией Висконти, незаконнорожденной дочерью упоминавшегося
выше третьего миланского герцога Филиппо Висконти, а в 1441 году женился на
ней. Так породнились две фамилии, давшие название одному из самых старых типов колод
Таро. В 1447 году герцог Филиппо умер, не оставив прямого наследника, и в 1450
году Франческо удалось захватить власть в Милане. Предполагают, что «Пирпонт
Морган — Бергамо», самая полная из колод «Висконти — Сфорца», сохранившихся до
наших времен, была заказана художнику по случаю коронации Франческо
Висконти-Сфорца (1450) либо в честь 10-летия свадьбы Франческо и Бьянки Марии
(1451). Другая колода, «Кэри — Йель», могла служить свадебным подарком третьего
миланского герцога Филиппо Висконти Марии Савойской (1428). К таким предположениям
историков привело изучение геральдических элементов, присутствующих на картах.
Почему «древнейшая колода Таро»?
Для
начала замечу, что в данном случае правильнее было бы говорить «Тарокки» (Tarocchi), поскольку «Таро»
(Tarot)
— французское слово, появившееся, как и французские карты, много позже. Ну да
неважно, пусть будет «Таро» как родовое название. А вот древнейшие ли это
карты? В предыдущем разделе мы привели несколько возможных дат и назвали карты
«Висконти — Сфорца» одним из самых старых типов колод. И это справедливо. Все-таки
первая половина или середина XV века! Но надо учитывать и то, что в те же годы в
Италии уже могли существовать не только «эксклюзивные», живописные колоды для
аристократов, но и «ширпотребные», для простого народа, печатавшиеся с
деревянных или металлических матриц и грубо раскрашивавшиеся под трафарет. Конечно, у карт, созданных известным
художником по случаю памятной даты для крупного феодала, было просто больше
шансов сохраниться для потомков, чем у дешевых колод, штамповавшихся для
развлечения простых горожан. Самые ранние дошедшие до нас образцы последних
датируются концом XV века — началом XVI. И это не отдельные карты, а
неразрезанные испорченные листы, которые сохранились только благодаря тому, что
их не выбросили, а экономно использовали для изготовления переплетов книг.
Образец вы можете увидеть на иллюстрации.
Тарокки из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Конец XV —
начало XVI вв.
Резюмируем:
«Висконти — Сфорца» может быть, а может и не быть «древнейшим» Таро (Тарокки).
И стоит говорить не о «колоде», а об историческом типе колод с как минимум одной интересной
вариацией, о которой мы скажем пару слов ниже.
Различные группы карт «Висконти — Сфорца»
Итак,
«Висконти — Сфорца» — это собирательное название дорогих подарочных карт Тарокки,
которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей
XV века. Таких карт в настоящее время известно более 270, они делятся на 15 групп.
В самой большой группе 74 карты, и это почти полная колода Тарокки. Не хватает всего четырех карт: Дьявола,
Башни, Рыцаря Монет и Тройки Мечей.
В настоящее время эта колода хранится в трех различных коллекциях: 35 карт — в
Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк), 26 карт — в Академии Каррара (Бергамо,
Италия) и 13 карт — в семье Коллеони, тоже в Бергамо. Поэтому ее и принято называть «Пирпонт Морган
— Бергамо» (сокращенно ПМБ).
Карты
Сила и Смерть из колоды ПМБ. Предполагают, что на карте Сила
изображен сам Франческо Сфорца.
В другой группе 67 карт,
и все они хранятся в Коллекции Кэри в Йельском университете (США), отсюда и
название «Кэри — Йель» (сокращенно КЙ).
Карты
Сила и Смерть из колоды КЙ
В остальных группах карт
еще меньше. Пять «групп» состоят всего лишь из одной карты. Предполагают, что
малые группы — это не остатки полных колод, а образцы, которые художники
показывали потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название,
как правило, указывающее на коллекцию, в которой находятся карты в настоящее время.
Ниже я перечислю крупнейшие из групп с указанием количества сохранившихся карт:
Название
|
Всего карт
|
Из них козырей
|
«Пирпонт Морган — Бергамо»
|
74
|
20
|
«Кэри — Йель»
|
67
|
11
|
«Брера — Брамбилья»
|
48
|
2
|
«Розенталь»
|
23
|
5
|
«Ломбардия I»
|
23
|
15
|
«Ломбардия II»
|
4
|
2
|
«Виктория и Альберт»
|
4
|
2
|
«Бономи»
|
4
|
2
|
Карта
Смерть из группы «Виктория и Альберт»
Современные издания
В
XX — XXI веках колоды «Пирпонт Морган — Бергамо»
(ПМБ) и «Кэри — Йель» (КЙ) выпускались в нескольких репринтных,
реставрированных и стилизованных изданиях, для которых различные современные
художники в меру своего таланта дорисовывали недостающие карты. Об этом
рекомендуется помнить тем, кто берется анализировать «сакральный символизм
древнейших карт Таро». Сначала убедитесь, что анализируемая вами карта
действительно сохранилась с XV века.
Загадки колод «Висконти — Сфорца»
Ни
в одной из групп «Висконти — Сфорца» карты не пронумерованы и не подписаны. Нумерация
козырей в современных изданиях позаимствована из более позднего Марсельского Таро,
но на самом деле точно неизвестно, в какой последовательности располагались
козыри «Висконти — Сфорца». (Об этом мы поговорим в другой раз.) Собственно
говоря, неизвестно даже, было ли этих козырей 22, как в классическом французском
Таро. А вот об этом мы поговорим прямо сейчас. Что заставляет исследователей предполагать,
что этих карт могло быть не двадцать две?
Странные карты
Прежде
всего то, что в колоде КЙ присутствуют три странные карты, которые, хотя и
могут соответствовать Папе, Звезде и Папессе, выглядят
очень необычно для колод Таро и Тарокки. Но зато они очень похожи
соответственно на Веру, Надежду и Милосердие (Любовь) из колод Минкиате, которые известны в Италии как минимум с XVI века. Есть одно историческое
свидетельство, позволяющее предположить, что художник Марциано да Тортона нарисовал
колоду Минкиате для третьего герцога Висконти еще в начале XV века, то есть
даже до появления колод «Висконти —
Сфорца».
Минкиате
— это, в принципе, те же Тарокки, только в колоде не 22 козыря, а целых 41
(добавлены четыре стихии, двенадцать знаков зодиака и три богословские добродетели:
те самые Вера, Надежда и Милосердие).
Может ли быть так, что колода КЙ гораздо более неполна, чем мы думаем? Может ли
она быть колодой не Тарокки, а Минкиате?
Или каким-то промежуточным вариантом? На эти вопросы пока нет ответа…
Недостающие
карты
Ничто
не мешает нам отнести эти же вопросы и к колоде ПМБ. Мы думаем, что в ПМБ не
хватает двух козырей — Дьявола и Башни. Но, может быть, не
хватает еще каких-то? Может, в этой
колоде тоже первоначально были карты трех добродетелей? Или еще какие-то?
Любопытно,
кстати, что Дьявола и Башни не сохранилось ни в одной из пятнадцати групп карт
«Висконти — Сфорца». Существует мнение, что таких карт в миланских эксклюзивных
колодах никогда и не было! Возможно, их просто не рисовали. Возможно, заказчики
или кто-то из владельцев колод уничтожали эти две карты. Но почему? Еще одна загадка... Если изображения дьявола и разрушенной
молнией башни пугали чувствительных миланских аристократов, то почему запрету
не подверглась еще одна «мрачная» карта — Смерть?
Или отсутствие двух карт во всех неполных и почти полных колодах «Висконти —
Сфорца» — простое совпадение и они все-таки существовали, но были утеряны?
Замененные
карты
Следующая
загадка колоды ПМБ: шесть карт явно нарисованы другим художником и, возможно,
являются более поздними (поскольку намного лучше сохранились). Это Сила, Умеренность, Звезда, Луна, Солнце и Мир.
Можно
предположить, что первоначальные карты были утрачены или кого-то из их
владельцев чем-то не устроили их сюжеты. Возможно, это был тот же владелец,
который удалил из колоды Дьявола и Башню, — если, конечно, они были
удалены. Но есть теория, согласно которой не только двух «удаленных», но и
шести «замененных» козырей изначально не было.
«5 × 14»
Как считает создатель этой гипотезы, немецкий исследователь Таро и
Ицзина Лотар Тайкемайер (основатель замечательного сайта trionfi.com, который я очень рекомендую всем, кто интересуется
ранней историей Таро в Италии), изначально
козырей в колоде ПМБ было всего 14 и они составляли пятую масть (в остальных
мастях было тоже по 14 карт: 10 очковых плюс 4 фигуры). Надо заметить, что в
Италии XV века были распространены карточные игры, называвшиеся Трионфи («Козыри»), в которых помимо четырех обычных
мастей была одна козырная. Тайкемайер предполагает, что Тарокки ПМБ — это лишь
один из вариантов Трионфи.
14 козырей ПМБ, как он считает, делились на следующие группы:
Пять
персон
1. Фокусник (Маг)
2. Папесса
3. Императрица
4. Император
5. Папа
|
Пять
состояний судьбы
6. Любовь, Брак (Влюбленные)
7. Триумф (Колесница)
8. Справедливость
9. Время (Отшельник)
10. Колесо Фортуны
|
Три
врага
11 (0). Глупость (Дурак)
12. Предательство (Повешенный)
13. Смерть
|
Одно
спасение
14 (20). Ангел (Страшный
Суд)
|
В первой группе главным был Фокусник.
Остальные четыре персоны соответствовали четырем картам двора и четырем младшим
мастям. Их символы лежат у Фокусника
на столе. Вторую группу как бы суммирует Колесо
Фортуны. Посмотрите на карту: Любовь
возносит маленького человечка на колесе
слева, Триумф дает ему недолго
царствовать наверху, Справедливость
отправляет вниз на колесе справа, а Время
(старик, на спине которого и стоит колесо) завершает цикл его жизни.
Колесо Фортуны в колоде «Брера — Брамбилья»
Сумма значений всех карт от 1 до 14
составляла 105 очков. Тайкемайер предполагает, что ради получения более удобной
суммы 100 очков (напоминаю, что Трионфи были карточной игрой, в которой брали
взятки и подсчитывали очки) Глупость могла быть перенумерована с 11 на
0, а Ангел — с 14 на 20. Так и получилась типичная для того времени
колода Трионфи с четырьмя обычными
мастями и одной философски-назидательной. В каждой масти — по 14 карт.
Но это, напоминаю, всего лишь теория. И даже у ее автора нет пока
четких соображений по поводу того, как происходило дополнение набора козырей
хотя бы до 20 карт.
Откуда взялись картинки на козырях «Висконти — Сфорца»?
Действительно:
почему именно такие фигуры выбраны для козырей-трионфи карточной игры? Итальянское слово трионфи — это
видоизмененные латинские «триумфы». Каждая карта — это триумф какого-либо
понятия. В Древнем Риме триумфом
называлось торжественное возвращение в столицу победоносного полководца — на
колеснице, в сопровождении войска, оркестра, пленных и трофеев. Карнавальные
шествия (а также крестные ходы и, кстати, праздничные демонстрации и парады в
тоталитарных государствах) — это тоже своего рода «триумфы», только в роли
триумфаторов выступают не военачальники, а аллегорические карнавальные
персонажи, статуи или иконы святых и образы тоталитарных мифологий.
Последовательность козырей Тарокки, скорее всего, как раз и является именно
«триумфальным шествием» неких религиозных, философских или политических
аллегорий. Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века, образованнейший
человек и друг семьи Висконти, в течение восемнадцати лет начиная с 1356 года
работал над поэмой «Триумфы», в
которой он решил изложить свои религиозно-философские воззрения. Шесть
аллегорических триумфов, шествующих в
поэме перед Петраркой, соответствуют шести состояниям человеческой души. Это Любовь, Целомудрие, Смерть, Слава, Время и Вечность. Хотя
не все триумфы Петрарки имеют прямые
аналоги в козырях Тарокки, сходство между двумя наборами аллегорий не подлежит
сомнению. Купидон в триумфе Любви
может быть источником карты Влюбленные,
скелет с косой в триумфе Смерти —
карты Смерть, а старик на костылях и
с песочными часами в триумфе Времени
очень напоминает Отшельника в колоде
ПМБ.
Триумф
Смерти, иллюстрация к поэме Петрарки.
Многие
образы Старших Арканов Таро можно встретить в европейском христианском
изобразительном искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Это Папа, Император, Ангел (сцена «Страшного Суда»), Дьявол, Смерть, Звезда, Солнце, Луна,
Колесо Фортуны и, конечно,
кардинальные добродетели: Справедливость, Сила, Умеренность (см. о них нашу статью в предыдущем выпуске журнала «Хроники Таро»). Существуют довольно близкие аналоги Дурака, Фокусника, Башни. Ничего принципиально нового ни в одной из картин козырей
староитальянских Тарокки нет. Принципиально новые сюжеты появятся позже, в
«протомарсельском» Таро. Но это уже совсем другая история.
Дурак
из колоды ПМБ и аллегорическое изображение порока Глупости на фреске Джотто ди Бондони (ок. 1305 г.). Та же дубина,
те же лохмотья, та же корона из перьев.
Немає коментарів:
Дописати коментар