середу, 5 серпня 2015 р.

Карты «Висконти – Сфорца»

Карты «Висконти – Сфорца»

Андрей Костенко

Написано специально для журнала «Хроники Таро»


В последнее время в Интернете и даже в печатной литературе часто можно встретить упоминание о «древнейшей колоде Таро», которая называется «Висконти — Сфорца». Мне хотелось бы помочь начинающим тарологам разобраться с этим понятием и отделить, как говорится, мух от котлет.

Почему «Висконти — Сфорца»?

Эти два слова — фамилии итальянских аристократических семей, для членов которых изготавливались по разным поводам колоды карт, как сейчас принято говорить, «в эксклюзивном исполнении».
Висконти были герцогами Милана с конца XIV столетия. Третий и последний представитель этой династии, Филиппо Мария Висконти, правил с 1412 по 1447 годы.
Сфорца («Сила») — это прозвище, данное в 1387 году кондотьеру (наемному воину) Музио Аттендоло, который сражался на стороне Висконти в одной из междоусобных войн. Музио Сфорца был настоящим «солдатом удачи»: он храбро служил тому феодалу, к которому нанимался на службу, но если его что-нибудь не устраивало, он мог и перейти на сторону врага. Так, однажды он переметнулся от папы Иоанна XXIII (позже, что показательно, признанного антипапой, то есть папой-самозванцем) к королю Неаполя. Понтифик заказал художнику карикатуру, на которой изменник Сфорца был изображен повешенным за одну ногу — так в Италии поступали с предателями с незапамятных времен (в ХХ веке такая участь постигла Муссолини и его приспешников). Сходство сюжета этой карикатуры с картой Повешенный несомненно. Кстати, в ранних списках карт Таро эта карта именовалась именно Предателем.
После смерти Музио Аттендоло в 1424 году его прозвище (Сфорца) по указу королевы Иоанны II Неаполитанской получило статус наследуемой фамилии. Сын знаменитого солдата удачи, Франческо Сфорца, тоже стал кондотьером. В 1432 году он был помолвлен с Бьянкой Марией Висконти, незаконнорожденной дочерью упоминавшегося выше третьего миланского герцога Филиппо Висконти, а в 1441 году женился на ней. Так породнились две фамилии, давшие название одному из самых старых типов колод Таро. В 1447 году герцог Филиппо умер, не оставив прямого наследника, и в 1450 году Франческо удалось захватить власть в Милане. Предполагают, что «Пирпонт Морган — Бергамо», самая полная из колод «Висконти — Сфорца», сохранившихся до наших времен, была заказана художнику по случаю коронации Франческо Висконти-Сфорца (1450) либо в честь 10-летия свадьбы Франческо и Бьянки Марии (1451). Другая колода, «Кэри — Йель», могла служить свадебным подарком третьего миланского герцога Филиппо Висконти Марии Савойской (1428). К таким предположениям историков привело изучение геральдических элементов, присутствующих на картах.

Почему «древнейшая колода Таро»?

Для начала замечу, что в данном случае правильнее было бы говорить «Тарокки» (Tarocchi), поскольку «Таро» (Tarot) — французское слово, появившееся, как и французские карты, много позже. Ну да неважно, пусть будет «Таро» как родовое название. А вот древнейшие ли это карты? В предыдущем разделе мы привели несколько возможных дат и назвали карты «Висконти — Сфорца» одним из самых старых типов колод. И это справедливо. Все-таки первая половина или середина XV века! Но надо учитывать и то, что в те же годы в Италии уже могли существовать не только «эксклюзивные», живописные колоды для аристократов, но и «ширпотребные», для простого народа, печатавшиеся с деревянных или металлических матриц и грубо раскрашивавшиеся под трафарет.  Конечно, у карт, созданных известным художником по случаю памятной даты для крупного феодала, было просто больше шансов сохраниться для потомков, чем у дешевых колод, штамповавшихся для развлечения простых горожан. Самые ранние дошедшие до нас образцы последних датируются концом XV века — началом XVI. И это не отдельные карты, а неразрезанные испорченные листы, которые сохранились только благодаря тому, что их не выбросили, а экономно использовали для изготовления переплетов книг. Образец вы можете увидеть на иллюстрации.
Тарокки из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Конец XV — начало XVI вв.
Резюмируем: «Висконти — Сфорца» может быть, а может и не быть «древнейшим» Таро (Тарокки). И стоит говорить не о «колоде», а об историческом типе колод с как минимум одной интересной вариацией, о которой мы скажем пару слов ниже.

Различные группы карт «Висконти — Сфорца»

Итак, «Висконти — Сфорца» — это собирательное название дорогих подарочных карт Тарокки, которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей XV века. Таких карт в настоящее время известно более 270, они делятся на 15 групп. В самой большой группе 74 карты, и это почти полная колода Тарокки.  Не хватает всего четырех карт:  Дьявола, Башни, Рыцаря Монет и Тройки Мечей. В настоящее время эта колода хранится в трех различных коллекциях: 35 карт — в Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк), 26 карт — в Академии Каррара (Бергамо, Италия) и 13 карт — в семье Коллеони, тоже в Бергамо.  Поэтому ее и принято называть «Пирпонт Морган — Бергамо» (сокращенно ПМБ).
Карты Сила и Смерть из колоды ПМБ. Предполагают, что на карте Сила изображен сам Франческо Сфорца.
В другой группе 67 карт, и все они хранятся в Коллекции Кэри в Йельском университете (США), отсюда и название «Кэри — Йель» (сокращенно КЙ).

Карты Сила и Смерть из колоды КЙ
В остальных группах карт еще меньше. Пять «групп» состоят всего лишь из одной карты. Предполагают, что малые группы — это не остатки полных колод, а образцы, которые художники показывали потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название, как правило, указывающее на коллекцию, в которой находятся карты в настоящее время. Ниже я перечислю крупнейшие из групп с указанием количества сохранившихся карт:
Название
Всего карт
Из них козырей
«Пирпонт Морган — Бергамо»
74
20 
«Кэри — Йель»
67
11
«Брера — Брамбилья»
48
2
«Розенталь»
23
5
«Ломбардия I»
23
15
«Ломбардия II»
4
2
«Виктория и Альберт»
4
2
«Бономи»
4
2

Карта Смерть из группы «Виктория и Альберт»

Современные издания

В XX — XXI веках колоды «Пирпонт Морган — Бергамо» (ПМБ) и «Кэри — Йель» (КЙ) выпускались в нескольких репринтных, реставрированных и стилизованных изданиях, для которых различные современные художники в меру своего таланта дорисовывали недостающие карты. Об этом рекомендуется помнить тем, кто берется анализировать «сакральный символизм древнейших карт Таро». Сначала убедитесь, что анализируемая вами карта действительно сохранилась с XV века.

Загадки колод «Висконти  — Сфорца»

Ни в одной из групп «Висконти — Сфорца» карты не пронумерованы и не подписаны. Нумерация козырей в современных изданиях позаимствована из более позднего Марсельского Таро, но на самом деле точно неизвестно, в какой последовательности располагались козыри «Висконти — Сфорца». (Об этом мы поговорим в другой раз.) Собственно говоря, неизвестно даже, было ли этих козырей 22, как в классическом французском Таро. А вот об этом мы поговорим прямо сейчас. Что заставляет исследователей предполагать, что этих карт могло быть не двадцать две?
Странные карты
Прежде всего то, что в колоде КЙ присутствуют три странные карты, которые, хотя и могут соответствовать Папе, Звезде и Папессе, выглядят очень необычно для колод Таро и Тарокки. Но зато они очень похожи соответственно на Веру, Надежду и Милосердие (Любовь)  из колод Минкиате, которые известны в Италии как минимум с XVI века. Есть одно историческое свидетельство, позволяющее предположить, что художник Марциано да Тортона нарисовал колоду Минкиате для третьего герцога Висконти еще в начале XV века, то есть даже до появления колод «Висконти — Сфорца».

Минкиате — это, в принципе, те же Тарокки, только в колоде не 22 козыря, а целых 41 (добавлены четыре стихии, двенадцать знаков зодиака и три богословские добродетели: те самые Вера, Надежда и Милосердие). Может ли быть так, что колода КЙ гораздо более неполна, чем мы думаем? Может ли она быть колодой не Тарокки, а Минкиате?  Или каким-то промежуточным вариантом? На эти вопросы пока нет ответа…
Недостающие карты
Ничто не мешает нам отнести эти же вопросы и к колоде ПМБ. Мы думаем, что в ПМБ не хватает двух козырей — Дьявола и Башни. Но, может быть, не хватает еще каких-то?  Может, в этой колоде тоже первоначально были карты трех добродетелей? Или еще какие-то?
Любопытно, кстати, что Дьявола и Башни не сохранилось ни в одной из пятнадцати групп карт «Висконти — Сфорца». Существует мнение, что таких карт в миланских эксклюзивных колодах никогда и не было! Возможно, их просто не рисовали. Возможно, заказчики или кто-то из владельцев колод уничтожали эти две карты.  Но почему? Еще одна загадка...  Если изображения дьявола и разрушенной молнией башни пугали чувствительных миланских аристократов, то почему запрету не подверглась еще одна «мрачная» карта — Смерть? Или отсутствие двух карт во всех неполных и почти полных колодах «Висконти — Сфорца» — простое совпадение и они все-таки существовали, но были утеряны?
Замененные карты
Следующая загадка колоды ПМБ: шесть карт явно нарисованы другим художником и, возможно, являются более поздними (поскольку намного лучше сохранились). Это Сила, Умеренность, Звезда, Луна, Солнце и Мир.
Можно предположить, что первоначальные карты были утрачены или кого-то из их владельцев чем-то не устроили их сюжеты. Возможно, это был тот же владелец, который удалил из колоды Дьявола и Башню, — если, конечно, они были удалены. Но есть теория, согласно которой не только двух «удаленных», но и шести «замененных» козырей изначально не было.  

«5 × 14»

Как считает создатель этой гипотезы, немецкий исследователь Таро и Ицзина Лотар Тайкемайер (основатель замечательного сайта trionfi.com, который я очень рекомендую всем, кто интересуется ранней историей Таро в Италии),  изначально козырей в колоде ПМБ было всего 14 и они составляли пятую масть (в остальных мастях было тоже по 14 карт: 10 очковых плюс 4 фигуры). Надо заметить, что в Италии XV века были распространены карточные игры, называвшиеся Трионфи («Козыри»), в которых помимо четырех обычных мастей была одна козырная. Тайкемайер предполагает, что Тарокки ПМБ — это лишь один из вариантов Трионфи.
14 козырей ПМБ, как он считает, делились на следующие группы:
Пять персон

1. Фокусник (Маг)
2. Папесса
3. Императрица
4. Император
5. Папа
Пять состояний судьбы

6. Любовь, Брак (Влюбленные)
7. Триумф (Колесница)
8. Справедливость
9. Время (Отшельник)
10. Колесо Фортуны
Три врага

11 (0). Глупость (Дурак)
12. Предательство (Повешенный)
13. Смерть
Одно спасение

14 (20). Ангел  (Страшный Суд)
В первой группе главным был Фокусник. Остальные четыре персоны соответствовали четырем картам двора и четырем младшим мастям. Их символы лежат у Фокусника на столе. Вторую группу как бы суммирует Колесо Фортуны. Посмотрите на карту: Любовь возносит маленького человечка  на колесе слева, Триумф дает ему недолго царствовать наверху, Справедливость отправляет вниз на колесе справа, а Время (старик, на спине которого и стоит колесо) завершает цикл его жизни.
Колесо Фортуны в колоде «Брера — Брамбилья»
Сумма значений всех карт от 1 до 14 составляла 105 очков. Тайкемайер предполагает, что ради получения более удобной суммы 100 очков (напоминаю, что Трионфи были карточной игрой, в которой брали взятки и подсчитывали очки) Глупость могла быть перенумерована с 11 на 0, а Ангел — с 14 на 20. Так и получилась типичная для того времени колода  Трионфи с четырьмя обычными мастями и одной философски-назидательной. В каждой масти — по 14 карт.
Но это, напоминаю, всего лишь теория. И даже у ее автора нет пока четких соображений по поводу того, как происходило дополнение набора козырей хотя бы до 20 карт.

Откуда взялись картинки на козырях «Висконти — Сфорца»?

Действительно: почему именно такие фигуры выбраны для козырей-трионфи карточной игры? Итальянское слово трионфи — это видоизмененные латинские «триумфы». Каждая карта — это триумф какого-либо понятия. В Древнем Риме триумфом называлось торжественное возвращение в столицу победоносного полководца — на колеснице, в сопровождении войска, оркестра, пленных и трофеев. Карнавальные шествия (а также крестные ходы и, кстати, праздничные демонстрации и парады в тоталитарных государствах) — это тоже своего рода «триумфы», только в роли триумфаторов выступают не военачальники, а аллегорические карнавальные персонажи, статуи или иконы святых и образы тоталитарных мифологий. Последовательность козырей Тарокки, скорее всего, как раз и является именно «триумфальным шествием» неких религиозных, философских или политических аллегорий. Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века, образованнейший человек и друг семьи Висконти, в течение восемнадцати лет начиная с 1356 года работал над поэмой «Триумфы», в которой он решил изложить свои религиозно-философские воззрения. Шесть аллегорических триумфов, шествующих в поэме перед Петраркой, соответствуют шести состояниям человеческой души. Это Любовь, Целомудрие, Смерть, Слава, Время и Вечность. Хотя не все триумфы Петрарки имеют прямые аналоги в козырях Тарокки, сходство между двумя наборами аллегорий не подлежит сомнению. Купидон в триумфе Любви может быть источником карты Влюбленные, скелет с косой в триумфе Смерти — карты Смерть, а старик на костылях и с песочными часами в триумфе Времени очень напоминает Отшельника в колоде ПМБ.
Триумф Смерти, иллюстрация к поэме Петрарки.
Многие образы Старших Арканов Таро можно встретить в европейском христианском изобразительном искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Это Папа, Император, Ангел (сцена «Страшного Суда»), Дьявол, Смерть, Звезда, Солнце, Луна, Колесо Фортуны и, конечно, кардинальные  добродетели: Справедливость, Сила, Умеренность (см. о них нашу статью в предыдущем выпуске журнала «Хроники Таро»). Существуют довольно близкие аналоги Дурака, Фокусника, Башни. Ничего принципиально нового ни в одной из картин козырей староитальянских Тарокки нет. Принципиально новые сюжеты появятся позже, в «протомарсельском» Таро. Но это уже совсем другая история.
Дурак из колоды ПМБ и аллегорическое изображение порока Глупости на фреске Джотто ди Бондони (ок. 1305 г.). Та же дубина, те же лохмотья, та же корона из перьев.



Немає коментарів:

Дописати коментар